Литературный час

«Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи»

 

Дети сидят в зале. Из коридора доносится песенка "Мы едем, едем, едем..."

 

Ведущая 1: Ребята, а вы знаете, кто написал эту "Песенку друзей"? Сегодня мы совершим путешествие в мир произведений Сергея Владимировича Михалкова. Это сделаем чуть позже, а сейчас познакомимся с жизнью и творчеством поэта.

С.В.Михалков родился в 1913 году 13 марта в подмосковном селе Казарьево. Ходить в школу было далеко, и начальное образование Серёжа получил дома. Когда семья переехала в Москву, мальчик пошёл сразу в 4 класс. Стихи Серёжа стал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку. Юный поэт был очень огорчён.

Серёжа издавал домашний литературный журнал для родственников и друзей, сам был художником. Однажды отец втайне от сына послал его стихи известному поэту. Вскоре пришёл ответ: "У мальчика есть способности, однако трудно сказать, будет ли он поэтом..."

Но, как мы знаем, С.Михалков стал не просто поэтом, а знаменитым поэтом, стихи которого знают и любят уже несколько поколений читателей. Ведь их читали ещё ваши дедушки и бабушки.

Сергей Владимирович прожил очень долгую и интересную жизнь.  По произведениям этого писателя создано много  мультипликационных фильмов.  Например «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «Про Фому» и даже известная всем  сказка «Три поросёнка».

У него множество правительственных, литературных, общественных и международных премий, орденов и медалей. Один из последних — орден Андрея Первозванного. Долгие годы Сергей Владимирович возглавлял Московскую писательскую организацию, являлся председателем правления Союза писателей. В 2000 году Сергей Владимирович в третий раз стал автором текста Государственного гимна, доказав, что и в преклонном возрасте ему нет равных.

Для детей звучит аудиозапись первого куплета  Государственного гимна

К сожалению, сегодня его уже нет с нами. С.В.Михалков умер 27 августа 2009 года.

 

Ведущая 2: А вы, ребята, любите стихи Михалкова? И помните их хорошо? Тогда мы вас сейчас и проверим. Вам нужно угадать, из каких стихотворений эти строки и о ком идёт речь?

 

         Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой ширины.

Купит с горем-пополам,

Повернётся к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам! (Дядя Стёпа)

 

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

Кот остался без хвоста. (Щенок из стихотворения "Трезор")

 

И живут в квартире с нами

Два ужа и два ежа,

Целый день поют под нами

Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей,

Двух ежей и двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей. (Мальчики из стихотворения "Мы с приятелем")

 

Хозяйка к ней настолько Привязана была,

Что в маленькой корзинке

Везде с собой брала.

И часто в той корзинке,

Среди пучков петрушки,

Торчал пушистый хвостик

И шевелились ушки. (Собачка Чебурашка из стихотворения "Беглянка")

 

Волк из леса никогда,

Никогда, никогда

Не вернётся к нам сюда,

К нам сюда, к нам сюда. (Песенка трёх поросят)

 

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания! ("Песенка друзей'7)

 

Нет очков у тёти Вали –

Очевидно, их украли!

На сундук старушка села

Вдали зеркало висело.

И старушка увидала,

Что не там очки искала,

Что они на самом деле

У неё на лбу сидели. ("Где очки")

Ведущая 1:  Михалков очень любил детей и часто за ними наблюдал.  И вот свои наблюдения о характерах и привычках разных мальчиков и девочек он отразил в стихах. А что это за стихи, вам вновь придётся отгадать. А может быть кто-то узнает себя или своего друга в этих стихах.

         Целый день бедняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет, Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз... (Девочка Люба из стихотворения "Как у нашей Любы...")

 

         Это кто накрыт в кровати

         Одеялами на вате?

Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой?

И, одевшись еле-еле,

Не убрав своей постели.

Осторожно моет щёки

Кипячённою водой? (Мальчик Витя из стихотворения "Про мимозу")

 

Я прививки не боюсь: Если надо — уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи — пошёл... (Мальчик из стихотворения "Прививка")

 

Он скажет: "До свиданья!"

А слышится: "До зданья!" 

Он спросит: "Где калоши?"

А слышно: "Это лошадь?"

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова... (Мальчик Саша из стихотворения "Сашина каша")

 

Но слышен ребятам знакомый ответ:

-Прошу не учить,

Мне одиннадцать лет! (Фома из стихотворения "Про Фому")

 

Юля плохо кушает

Никого не слушает.

-Съешь яичко, Юлечка!

-Не хочу, мамулечка!

-Съешь с колбаской бутерброд!

Прикрывает Юля рот. ("Про девочку, которая плохо кушала...")

 

Я ненавижу слово "спать"!

Я ёжусь каждый раз,

Когда я слышу: "Марш в кровать!

Уже десятый час!" ("Не спать")

Ведущая 1: А сейчас мы будем вместе рассказывать и показывать стихотворения  Михалкова "Овощи".  Мне нужны помощники.

Распределяют роли. Детям надевают на головы шапочки-атрибуты овощей.  "Овощи" встают по порядку, при упоминании - делают шаг вперёд.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла: («овощи» делают шаг вперёд и говорят «Я»)

 

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку

И свёклу. Ох!.. (вместе)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала: (говорят  «Ой!»)

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку

И свёклу. Ох!.. (вместе)

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: (говорят «Ух!» и берутся за руки)

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка

И свёкла. Ох!., (вместе)

И суп овощной оказался неплох.

 

Ведущая 2: А какие занимательные  у С. Михалкова загадки. Каждая загадка это целое познавательное стихотворение. И сейчас мы такие загадки попробуем отгадать

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

 

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте, кто? (Индюк)

 

Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда,

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать,

Я запутался однако,

Он верблюд или... кто? (Собака)

Посмотрите-ка, ребята:

Тут — лисички, там — опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые... что? (Поганки)

 

 

 

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами,

И сказали: "Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,

- Обожаем поваров!

Ненавидим..." кого? (Докторов)

 

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает как... кто? (Кошка)

 

Ведущая 1: Мы с вами много отгадывали, слушали, думали. Пришло время  поиграть в подвижную игру "Музыкальная конфета".

 (Конфету завернуть в несколько обёрток) Звучит музыка, дети передают конфету по кругу. Музыка стихает, игрок, у которого конфета, снимает с неё одну обёртку. Игра продолжается. Тот, у которого в руках останется конфета в фабричной обёртке, забирает конфету и покидает игру.

Ведущая 1: Самое удивительное то, что очень много стихотворений  С.В. Михалкова можно не просто читать, но и обыгрывать роль каждого персонажа, как в театре.

И сейчас вы в этом убедитесь.  Ребята подготовили для вас  сценку по стихотворению этого замечательного писателя.

Мальчик: Я не знаю, как мне быть –

               Начал старшим я грубить.

               Скажет папа: 

Папа:    Дверь открыта!

          Притвори её, герой!

 Мальчик: Я ему в ответ сердито

                  Отвечаю: Сам закрой!

За обедом скажет мама:

Мама:       Хлеб, лапуся, передай!

Мальчик: Я в ответ шепчу упрямо:

-     Не могу, сама подай!

 Очень бабушку люблю,

Всё равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

Папа и мама (вместе): Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!

Мальчик: А они ко мне:

Бабушка: Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!

Мальчик: Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

До того я распустился,

Что грублю я всем  вокруг

Говорят, от рук отбился.

От каких, скажите рук?

 

Ведущая 2: А в заключении давайте проведём физкультминутку по стихотворению С. В. Михалкова  "Так"

Чтоб стать похожим на орла

И напугать собак,

Петух расправил два крыла...

Мы тоже можем так! (Руки в стороны)

Пастух в лесу трубит в рожок, -

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок...

Мы тоже можем так! (Руки к груди, подпрыгнули)

Иван Кузьмич сказал: "Пора!"

И снял с гвоздя пиджак. 

"Я выезжаю со двора!»

Мы тоже можем так! (Имитация ходьбы)

Иван Кузьмич принёс хомут

И Ласточку запряг,

И вожжи взял, и новый кнут...

Мы тоже можем так! (Наклоны вниз)

Сначала рысью, а потом (Имитация бега)

Сменили рысь на шаг, 

Конь через мост идёт шажком...

Мы тоже можем так! (Имитация ходьбы)

Теперь пора и отдохнуть  (Приседания)

Устали как-никак!

Поесть, попить и снова в путь...

Мы тоже можем так! (Ходьба)

 

Ведущая 2:  Ребята, а вы много знаете праздников? (ответы детей). Правильно, праздников очень много. Есть даже  весьма необычные праздники. Например праздник  солнца, улыбки, приветствий…  А Сергей Владимирович Михалков в своей сказочной повести придумал праздник непослушания.  А вот хороший это или плохой праздник – судить вам. Давайте посмотрим мультфильм «Праздник непослушания». (просмотр мультфильма)

Ведущая 1: Молодцы! Книги С.В.Михалкова знаете. Мы рада, что творчество такого замечательного детского писателя близко и понятно вам. Думаю, вы не забудете дорогу в библиотеку и будете читать книги Михалкова и впредь.

Список использованных материалов

 

Казанцева, С.В. Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи: [сценарий литературного мероприятия, посвящённого творчеству С.В. Михалкова] /С.В. Казанцева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки –2009. –№8. – С. 10-12.

 

Кудряшова, С.В. Весёлые друзья: [сценарий праздника, посвящённого юбилею С.В. Михалкова, для детей 6-9 лет] /С.В. Кудряшова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки –2008. –№1. – С. 7-10.

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий разработала: библиотекарь ЦДБ Богдан Н.В.

Библиовести

Географический диктант в Партизанске

Площадка проведения Пятого Географического диктанта организована в Центральной городской библиотеке 

Подробнее...

И вовсе не "чайники"!


Завершился первый открытый городской Конкурс по компьютерному многоборью для старшего поколения

Подробнее...

Конкурс по компьютерному многоборью среди старшего поколения

Конкурс проводится на базе Центра компьютерной грамотности центральной городской библиотеки 

Подробнее...

Приглашение к познавательному общению


Объявлен набор на Курсы повышения компьютерной грамотности

Подробнее...

Праздник начала учебного года

Подробнее...

Продление книг online