Литературный час
«Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи»
Дети сидят в зале. Из коридора доносится песенка "Мы едем, едем, едем..."
Ведущая 1: Ребята, а вы знаете, кто написал эту "Песенку друзей"? Сегодня мы совершим путешествие в мир произведений Сергея Владимировича Михалкова. Это сделаем чуть позже, а сейчас познакомимся с жизнью и творчеством поэта.
С.В.Михалков родился в 1913 году 13 марта в подмосковном селе Казарьево. Ходить в школу было далеко, и начальное образование Серёжа получил дома. Когда семья переехала в Москву, мальчик пошёл сразу в 4 класс. Стихи Серёжа стал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку. Юный поэт был очень огорчён.
Серёжа издавал домашний литературный журнал для родственников и друзей, сам был художником. Однажды отец втайне от сына послал его стихи известному поэту. Вскоре пришёл ответ: "У мальчика есть способности, однако трудно сказать, будет ли он поэтом..."
Но, как мы знаем, С.Михалков стал не просто поэтом, а знаменитым поэтом, стихи которого знают и любят уже несколько поколений читателей. Ведь их читали ещё ваши дедушки и бабушки.
Сергей Владимирович прожил очень долгую и интересную жизнь. По произведениям этого писателя создано много мультипликационных фильмов. Например «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «Про Фому» и даже известная всем сказка «Три поросёнка».
У него множество правительственных, литературных, общественных и международных премий, орденов и медалей. Один из последних — орден Андрея Первозванного. Долгие годы Сергей Владимирович возглавлял Московскую писательскую организацию, являлся председателем правления Союза писателей. В 2000 году Сергей Владимирович в третий раз стал автором текста Государственного гимна, доказав, что и в преклонном возрасте ему нет равных.
Для детей звучит аудиозапись первого куплета Государственного гимна
К сожалению, сегодня его уже нет с нами. С.В.Михалков умер 27 августа 2009 года.
Ведущая 2: А вы, ребята, любите стихи Михалкова? И помните их хорошо? Тогда мы вас сейчас и проверим. Вам нужно угадать, из каких стихотворений эти строки и о ком идёт речь?
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Купит с горем-пополам,
Повернётся к зеркалам –
Вся портновская работа
Разъезжается по швам! (Дядя Стёпа)
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста. (Щенок из стихотворения "Трезор")
И живут в квартире с нами
Два ужа и два ежа,
Целый день поют под нами
Два приятеля-чижа.
И про наших двух ужей,
Двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей. (Мальчики из стихотворения "Мы с приятелем")
Хозяйка к ней настолько Привязана была,
Что в маленькой корзинке
Везде с собой брала.
И часто в той корзинке,
Среди пучков петрушки,
Торчал пушистый хвостик
И шевелились ушки. (Собачка Чебурашка из стихотворения "Беглянка")
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда. (Песенка трёх поросят)
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания! ("Песенка друзей'7)
Нет очков у тёти Вали –
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села
Вдали зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У неё на лбу сидели. ("Где очки")
Ведущая 1: Михалков очень любил детей и часто за ними наблюдал. И вот свои наблюдения о характерах и привычках разных мальчиков и девочек он отразил в стихах. А что это за стихи, вам вновь придётся отгадать. А может быть кто-то узнает себя или своего друга в этих стихах.
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет, Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз... (Девочка Люба из стихотворения "Как у нашей Любы...")
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках
Перед столиком с едой?
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели.
Осторожно моет щёки
Кипячённою водой? (Мальчик Витя из стихотворения "Про мимозу")
Я прививки не боюсь: Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи — пошёл... (Мальчик из стихотворения "Прививка")
Он скажет: "До свиданья!"
А слышится: "До зданья!"
Он спросит: "Где калоши?"
А слышно: "Это лошадь?"
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова... (Мальчик Саша из стихотворения "Сашина каша")
Но слышен ребятам знакомый ответ:
-Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет! (Фома из стихотворения "Про Фому")
Юля плохо кушает
Никого не слушает.
-Съешь яичко, Юлечка!
-Не хочу, мамулечка!
-Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот. ("Про девочку, которая плохо кушала...")
Я ненавижу слово "спать"!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!" ("Не спать")
Ведущая 1: А сейчас мы будем вместе рассказывать и показывать стихотворения Михалкова "Овощи". Мне нужны помощники.
Распределяют роли. Детям надевают на головы шапочки-атрибуты овощей. "Овощи" встают по порядку, при упоминании - делают шаг вперёд.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: («овощи» делают шаг вперёд и говорят «Я»)
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку
И свёклу. Ох!.. (вместе)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала: (говорят «Ой!»)
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку
И свёклу. Ох!.. (вместе)
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке: (говорят «Ух!» и берутся за руки)
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка
И свёкла. Ох!., (вместе)
И суп овощной оказался неплох.
Ведущая 2: А какие занимательные у С. Михалкова загадки. Каждая загадка это целое познавательное стихотворение. И сейчас мы такие загадки попробуем отгадать
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте, кто? (Индюк)
Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда,
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать,
Я запутался однако,
Он верблюд или... кто? (Собака)
Посмотрите-ка, ребята:
Тут — лисички, там — опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... что? (Поганки)
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами,
И сказали: "Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,
- Обожаем поваров!
Ненавидим..." кого? (Докторов)
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как... кто? (Кошка)
Ведущая 1: Мы с вами много отгадывали, слушали, думали. Пришло время поиграть в подвижную игру "Музыкальная конфета".
(Конфету завернуть в несколько обёрток) Звучит музыка, дети передают конфету по кругу. Музыка стихает, игрок, у которого конфета, снимает с неё одну обёртку. Игра продолжается. Тот, у которого в руках останется конфета в фабричной обёртке, забирает конфету и покидает игру.
Ведущая 1: Самое удивительное то, что очень много стихотворений С.В. Михалкова можно не просто читать, но и обыгрывать роль каждого персонажа, как в театре.
И сейчас вы в этом убедитесь. Ребята подготовили для вас сценку по стихотворению этого замечательного писателя.
Мальчик: Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
Папа: Дверь открыта!
Притвори её, герой!
Мальчик: Я ему в ответ сердито
Отвечаю: Сам закрой!
За обедом скажет мама:
Мама: Хлеб, лапуся, передай!
Мальчик: Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу, сама подай!
Очень бабушку люблю,
Всё равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
Папа и мама (вместе): Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!
Мальчик: А они ко мне:
Бабушка: Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!
Мальчик: Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите рук?
Ведущая 2: А в заключении давайте проведём физкультминутку по стихотворению С. В. Михалкова "Так"
Чтоб стать похожим на орла
И напугать собак,
Петух расправил два крыла...
Мы тоже можем так! (Руки в стороны)
Пастух в лесу трубит в рожок, -
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок...
Мы тоже можем так! (Руки к груди, подпрыгнули)
Иван Кузьмич сказал: "Пора!"
И снял с гвоздя пиджак.
"Я выезжаю со двора!»
Мы тоже можем так! (Имитация ходьбы)
Иван Кузьмич принёс хомут
И Ласточку запряг,
И вожжи взял, и новый кнут...
Мы тоже можем так! (Наклоны вниз)
Сначала рысью, а потом (Имитация бега)
Сменили рысь на шаг,
Конь через мост идёт шажком...
Мы тоже можем так! (Имитация ходьбы)
Теперь пора и отдохнуть (Приседания)
Устали как-никак!
Поесть, попить и снова в путь...
Мы тоже можем так! (Ходьба)
Ведущая 2: Ребята, а вы много знаете праздников? (ответы детей). Правильно, праздников очень много. Есть даже весьма необычные праздники. Например праздник солнца, улыбки, приветствий… А Сергей Владимирович Михалков в своей сказочной повести придумал праздник непослушания. А вот хороший это или плохой праздник – судить вам. Давайте посмотрим мультфильм «Праздник непослушания». (просмотр мультфильма)
Ведущая 1: Молодцы! Книги С.В.Михалкова знаете. Мы рада, что творчество такого замечательного детского писателя близко и понятно вам. Думаю, вы не забудете дорогу в библиотеку и будете читать книги Михалкова и впредь.
Список использованных материалов
Казанцева, С.В. Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи: [сценарий литературного мероприятия, посвящённого творчеству С.В. Михалкова] /С.В. Казанцева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки –2009. –№8. – С. 10-12.
Кудряшова, С.В. Весёлые друзья: [сценарий праздника, посвящённого юбилею С.В. Михалкова, для детей 6-9 лет] /С.В. Кудряшова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки –2008. –№1. – С. 7-10.
Сценарий разработала: библиотекарь ЦДБ Богдан Н.В.