Литературный час

«Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи»

 

Дети сидят в зале. Из коридора доносится песенка "Мы едем, едем, едем..."

 

Ведущая 1: Ребята, а вы знаете, кто написал эту "Песенку друзей"? Сегодня мы совершим путешествие в мир произведений Сергея Владимировича Михалкова. Это сделаем чуть позже, а сейчас познакомимся с жизнью и творчеством поэта.

С.В.Михалков родился в 1913 году 13 марта в подмосковном селе Казарьево. Ходить в школу было далеко, и начальное образование Серёжа получил дома. Когда семья переехала в Москву, мальчик пошёл сразу в 4 класс. Стихи Серёжа стал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку. Юный поэт был очень огорчён.

Серёжа издавал домашний литературный журнал для родственников и друзей, сам был художником. Однажды отец втайне от сына послал его стихи известному поэту. Вскоре пришёл ответ: "У мальчика есть способности, однако трудно сказать, будет ли он поэтом..."

Но, как мы знаем, С.Михалков стал не просто поэтом, а знаменитым поэтом, стихи которого знают и любят уже несколько поколений читателей. Ведь их читали ещё ваши дедушки и бабушки.

Сергей Владимирович прожил очень долгую и интересную жизнь.  По произведениям этого писателя создано много  мультипликационных фильмов.  Например «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «Про Фому» и даже известная всем  сказка «Три поросёнка».

У него множество правительственных, литературных, общественных и международных премий, орденов и медалей. Один из последних — орден Андрея Первозванного. Долгие годы Сергей Владимирович возглавлял Московскую писательскую организацию, являлся председателем правления Союза писателей. В 2000 году Сергей Владимирович в третий раз стал автором текста Государственного гимна, доказав, что и в преклонном возрасте ему нет равных.

Для детей звучит аудиозапись первого куплета  Государственного гимна

К сожалению, сегодня его уже нет с нами. С.В.Михалков умер 27 августа 2009 года.

 

Ведущая 2: А вы, ребята, любите стихи Михалкова? И помните их хорошо? Тогда мы вас сейчас и проверим. Вам нужно угадать, из каких стихотворений эти строки и о ком идёт речь?

 

         Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой ширины.

Купит с горем-пополам,

Повернётся к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам! (Дядя Стёпа)

 

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

Кот остался без хвоста. (Щенок из стихотворения "Трезор")

 

И живут в квартире с нами

Два ужа и два ежа,

Целый день поют под нами

Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей,

Двух ежей и двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей. (Мальчики из стихотворения "Мы с приятелем")

 

Хозяйка к ней настолько Привязана была,

Что в маленькой корзинке

Везде с собой брала.

И часто в той корзинке,

Среди пучков петрушки,

Торчал пушистый хвостик

И шевелились ушки. (Собачка Чебурашка из стихотворения "Беглянка")

 

Волк из леса никогда,

Никогда, никогда

Не вернётся к нам сюда,

К нам сюда, к нам сюда. (Песенка трёх поросят)

 

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания! ("Песенка друзей'7)

 

Нет очков у тёти Вали –

Очевидно, их украли!

На сундук старушка села

Вдали зеркало висело.

И старушка увидала,

Что не там очки искала,

Что они на самом деле

У неё на лбу сидели. ("Где очки")

Ведущая 1:  Михалков очень любил детей и часто за ними наблюдал.  И вот свои наблюдения о характерах и привычках разных мальчиков и девочек он отразил в стихах. А что это за стихи, вам вновь придётся отгадать. А может быть кто-то узнает себя или своего друга в этих стихах.

         Целый день бедняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет, Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз... (Девочка Люба из стихотворения "Как у нашей Любы...")

 

         Это кто накрыт в кровати

         Одеялами на вате?

Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой?

И, одевшись еле-еле,

Не убрав своей постели.

Осторожно моет щёки

Кипячённою водой? (Мальчик Витя из стихотворения "Про мимозу")

 

Я прививки не боюсь: Если надо — уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи — пошёл... (Мальчик из стихотворения "Прививка")

 

Он скажет: "До свиданья!"

А слышится: "До зданья!" 

Он спросит: "Где калоши?"

А слышно: "Это лошадь?"

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова... (Мальчик Саша из стихотворения "Сашина каша")

 

Но слышен ребятам знакомый ответ:

-Прошу не учить,

Мне одиннадцать лет! (Фома из стихотворения "Про Фому")

 

Юля плохо кушает

Никого не слушает.

-Съешь яичко, Юлечка!

-Не хочу, мамулечка!

-Съешь с колбаской бутерброд!

Прикрывает Юля рот. ("Про девочку, которая плохо кушала...")

 

Я ненавижу слово "спать"!

Я ёжусь каждый раз,

Когда я слышу: "Марш в кровать!

Уже десятый час!" ("Не спать")

Ведущая 1: А сейчас мы будем вместе рассказывать и показывать стихотворения  Михалкова "Овощи".  Мне нужны помощники.

Распределяют роли. Детям надевают на головы шапочки-атрибуты овощей.  "Овощи" встают по порядку, при упоминании - делают шаг вперёд.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла: («овощи» делают шаг вперёд и говорят «Я»)

 

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку

И свёклу. Ох!.. (вместе)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала: (говорят  «Ой!»)

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку

И свёклу. Ох!.. (вместе)

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: (говорят «Ух!» и берутся за руки)

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка

И свёкла. Ох!., (вместе)

И суп овощной оказался неплох.

 

Ведущая 2: А какие занимательные  у С. Михалкова загадки. Каждая загадка это целое познавательное стихотворение. И сейчас мы такие загадки попробуем отгадать

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

 

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте, кто? (Индюк)

 

Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда,

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать,

Я запутался однако,

Он верблюд или... кто? (Собака)

Посмотрите-ка, ребята:

Тут — лисички, там — опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые... что? (Поганки)

 

 

 

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами,

И сказали: "Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,

- Обожаем поваров!

Ненавидим..." кого? (Докторов)

 

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает как... кто? (Кошка)

 

Ведущая 1: Мы с вами много отгадывали, слушали, думали. Пришло время  поиграть в подвижную игру "Музыкальная конфета".

 (Конфету завернуть в несколько обёрток) Звучит музыка, дети передают конфету по кругу. Музыка стихает, игрок, у которого конфета, снимает с неё одну обёртку. Игра продолжается. Тот, у которого в руках останется конфета в фабричной обёртке, забирает конфету и покидает игру.

Ведущая 1: Самое удивительное то, что очень много стихотворений  С.В. Михалкова можно не просто читать, но и обыгрывать роль каждого персонажа, как в театре.

И сейчас вы в этом убедитесь.  Ребята подготовили для вас  сценку по стихотворению этого замечательного писателя.

Мальчик: Я не знаю, как мне быть –

               Начал старшим я грубить.

               Скажет папа: 

Папа:    Дверь открыта!

          Притвори её, герой!

 Мальчик: Я ему в ответ сердито

                  Отвечаю: Сам закрой!

За обедом скажет мама:

Мама:       Хлеб, лапуся, передай!

Мальчик: Я в ответ шепчу упрямо:

-     Не могу, сама подай!

 Очень бабушку люблю,

Всё равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

Папа и мама (вместе): Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!

Мальчик: А они ко мне:

Бабушка: Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!

Мальчик: Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

До того я распустился,

Что грублю я всем  вокруг

Говорят, от рук отбился.

От каких, скажите рук?

 

Ведущая 2: А в заключении давайте проведём физкультминутку по стихотворению С. В. Михалкова  "Так"

Чтоб стать похожим на орла

И напугать собак,

Петух расправил два крыла...

Мы тоже можем так! (Руки в стороны)

Пастух в лесу трубит в рожок, -

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок...

Мы тоже можем так! (Руки к груди, подпрыгнули)

Иван Кузьмич сказал: "Пора!"

И снял с гвоздя пиджак. 

"Я выезжаю со двора!»

Мы тоже можем так! (Имитация ходьбы)

Иван Кузьмич принёс хомут

И Ласточку запряг,

И вожжи взял, и новый кнут...

Мы тоже можем так! (Наклоны вниз)

Сначала рысью, а потом (Имитация бега)

Сменили рысь на шаг, 

Конь через мост идёт шажком...

Мы тоже можем так! (Имитация ходьбы)

Теперь пора и отдохнуть  (Приседания)

Устали как-никак!

Поесть, попить и снова в путь...

Мы тоже можем так! (Ходьба)

 

Ведущая 2:  Ребята, а вы много знаете праздников? (ответы детей). Правильно, праздников очень много. Есть даже  весьма необычные праздники. Например праздник  солнца, улыбки, приветствий…  А Сергей Владимирович Михалков в своей сказочной повести придумал праздник непослушания.  А вот хороший это или плохой праздник – судить вам. Давайте посмотрим мультфильм «Праздник непослушания». (просмотр мультфильма)

Ведущая 1: Молодцы! Книги С.В.Михалкова знаете. Мы рада, что творчество такого замечательного детского писателя близко и понятно вам. Думаю, вы не забудете дорогу в библиотеку и будете читать книги Михалкова и впредь.

Список использованных материалов

 

Казанцева, С.В. Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи: [сценарий литературного мероприятия, посвящённого творчеству С.В. Михалкова] /С.В. Казанцева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки –2009. –№8. – С. 10-12.

 

Кудряшова, С.В. Весёлые друзья: [сценарий праздника, посвящённого юбилею С.В. Михалкова, для детей 6-9 лет] /С.В. Кудряшова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки –2008. –№1. – С. 7-10.

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий разработала: библиотекарь ЦДБ Богдан Н.В.

Библиовести

Главное в празднике смысл

Праздник должен быть содержателен, держаться на традициях иметь своё лицо, свою конкретику

Подробнее...

Спорт и литература должны быть вместе

Мне порой кушать было нечего, но я ни крошки хлеба не украл!

Подробнее...

Таинственные места Приморья

Первые экспедиции Арсеньева в Засучанский край

Подробнее...

Школа лидерства в Партизанске

14 и 15 октября 2022 года в 18 муниципальных образованиях Приморского края состоялась Школа лидерства для молодежи, организованная в рамках проекта «Спектр добра: меняем Приморье», реализуемого Приморской краевой организацией Российского Союза молодежи. 

Подробнее...

Есенинский диктант

Приглашаем принять участие в межрегиональной акции "Есенинский диктант", которая состоится с 1 по 5 октября 2022 года.

Подробнее...

Продление книг online